Action (транслит. — «экшен» или «экшн»; перевод с англ. — «действие») — жанр компьютерных игр, в которых успех игрока в большой степени зависит от его скорости реакции и способности быстро принимать тактические решения. Действие таких игр развивается очень динамично и требует напряжения внимания и быстрой реакции на происходящие в игре события. При этом в качестве основного средства прогресса в игре, как правило, используется какое-либо оружие.
Обозначение жанра игры как «Action» относительно редко используется без дополнения, так как это понятие очень широкое и им можно охарактеризовать более половины всех когда-либо вышедших игр. В эту категорию попадают шутеры, файтинги, платформеры и т. п. Гораздо чаще слово «экшен» подставляется к основному жанру игры. Например, экшен-адвенчура — квест, включающий в себя экшен-элементы, нехарактерные для традиционных адвенчур.
Stels-action — это жанр компьютерных и видеоигр, в которых игроку требуется незаметно перемещаться, прятаться, скрытно убивать врагов и избегать обнаружения, чтобы выполнить миссию. Несмотря на то, что этот жанр сравнительно старый, на данный момент существует не так много игр, классифицируемых, как стелс-экшены. Более часто встречаются игры содержащие элементы стелса. Наибольшую популярность жанр получил благодаря сериям Metal Gear и Splinter Cell.
История
Самой первой игрой со стелс элементами считается Castle Wolfenstein (не путать с Wolfenstein 3D), выпущенная в 1981 году компанией Muse Software. Но более известеным стелс-проектом стал Metal Gear, выпущенный Konami в 1987 году для MSX2 и позже портированный на NES (в России более известной, как Dendy). Игра заложила многие основы современных стелс-экшенов и стала весьма успешной, продавшись более чем миллионом копий.
За Metal Gear последовало два независимых сиквела игры, выпущенных в 1990 году: Snake's Revenge (созданный без участия главного дизайнера серии Хидэо Кодзимы и не включенный в официальную хронологию Metal Gear) в Америке и Европе для NES и Metal Gear 2: Solid Snake (официальный сиквел, спродюсированный Кодзимой) в Японии на MSX2. Snake’s Revenge практически не привнёс ничего нового в геймплей, сместив баланс в сторону обычного экшена. Metal Gear 2 же в свою очередь внес множество изменений и улучшений в игровой процесс, включая существенно улучшенный Искусственный интеллект противников.
Известно, что популярный 3D-шутер Wolfenstein 3D также мог быть стелс-экшеном. В течении разработки Wolfenstein 3D, разработчики из id Software экспериментировали со стелсом, предоставив игроку возможность прокрадывания за спинами врагов или переодевания во вражескую форму, но в итоге ничего из этого в игру не попало. Жанр стелсов не использовался вплоть до выхода игры Goldeneye 007 на Nintendo 64 в 1997, в которой, чтобы выполнить задачу можно было использовать, как грубую силу, так и стелс, который часто был безопаснее и эффективнее. Следующей стелс-игрой стала Tenchu: Stealth Assassins (февраль), вышедшая почти одновременно с Metal Gear Solid (сентябрь). Обе игры вышли на PlayStation. В ноябре 1998 вышел первый настоящий stels-action для PC под названием Thief: The Dark Project
Стелс-экшены не обладали массовой популярностью вплоть до выхода Metal Gear Solid, которая благодаря оглушительному успеху вскоре обзавелась сиквелом Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty, приквелом Metal Gear Solid 3: Snake Eater и множеством побочных игровых ответвлений. Splinter Cell значительно популяризовал жанр на PC, в серии уже вышло четыре игры и сейчас готовится к выходу пятая часть. Серия Hitman создала целый поджанр стелса — социального стелс-экшена, в котором игроку нужно не умело прятаться в тени, а скрываться среди людей, теряясь в толпе, меняя одежду и стараясь не привлекать лишнего внимания.
В последнее время разработчики часто добавляют в свои игры стелс-элементы, чтобы разнообразить игровой процесс. Тут стоит отметить игры No One Lives Forever, Syphon Filter, Commandos, Perfect Dark, Far Cry, Deus Ex и Counter-Strike: Condition Zero, в которых это сочетание жанров получилось наиболее удачным.
Игровой процесс
Геймплей стелс-экшенов значительно отличается от обычных экшенов. Часто в играх этого жанр игрок очень уязвим и может погибнуть от пары ранений. Стелс-игры требуют аккуратности, умения планировать действия, внимания и навыка быстро принимать решения в отличии от экшенов, где обычно требуются только развитые рефлексы. В некоторых стелс-экшенах игроку приходится устранять врагов незаметно, чтобы не вызвать тревогу, и обычно в играх этого жанра трупы можно перетаскивать и прятать в укромных местах.
Тогда, как игры в жанре экшена предлагают игроку в качестве награды всплеск адреналина в сражении, в стелс-экшенах игрок получает наслаждение от того, что он смог незаметно выполнить миссию, ни разу не попавшись.
Важные игры для жанра Action
Игры, которые продвинули вперед жанр стелс-экшенов. Castle Wolfenstein (1981): Первый stels-action. В этой игре уже можно было брать врагов в плен, обыскивать трупы и переодеваться во вражескую униформу. Metal Gear (1987): Первый stels-action популяризовавший жанр и первый stels-action, вышедший на консолях. В этой игре появился режим тревоги, включаемый при обнаружении игрока, в котором на уровне появляется больше врагов. Кроме этого главный герой обладал способностью драться кулаками. Metal Gear 2: Solid Snake (1990): Продолжение первого популярного стелс-экшена. У героя появилась спосбность приседать и ползать, стучать по стенам, чтобы привлечь внимание врага. На экране появился радар, детектор шума. Враги получили широкий угол зрения (раньше была только прямая линия) и способность слышать звуки (включая шаги игрока). Tenchu: Stealth Assassins (1998): Первый 3D stels-action и первый 3D stels-action на консолях. Metal Gear Solid (1998): Первый популярный 3D stels-action. Герой умел стрелять не только стоя, но и из положения лежа и сидя. Thief: The Dark Project (1998): Первый 3D stels-action PC. Герой умел скрываться в тени, игрок мог узнать о присутствии врага по издаваемому им шуму (шаги, разговоры). Кроме этого игра обладала продуманной, по тем временам, физикой игры. Syphon Filter 2 (2000): Первый stels-action с режимом мультиплеера. Deus Ex (2000): Первая игра, совмещающая 3D-шутер и стелс. Hitman: Codename 47 (2000): Первый stels-action в котором не приходиться прятаться в темных углах, но нужно скрываться в толпе, менять одежду и не вызывать подозрений у врагов. Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001): Первый stels-action с коллективным исскуственным интелектом для охранников, которые умели работать в группах (и постоянно общались друг с другом по рации). Splinter Cell: Pandora Tomorrow (2001): Первый stels-action, совмещающий в мультиплеере стелс и 3D-шутер. Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004): Первый stels-action, в котором нужно изменять цвет камуфляжа, чтобы прятаться от врагов